Понос после антибиотиков у взрослого

Диарея является распространенным побочным эффектом лечения антибиотиками. Понос после антибиотиков возникает примерно у 5-30% пациентов либо на ранних стадиях антибиотикотерапии, либо в течение двух месяцев после окончания лечения. Выделяется жидкий, водянистый стул три или более раз в день после приема лекарств, используемых для лечения бактериальных инфекций (антибиотики).

Почти все антибиотики, особенно те, которые действуют на анаэробы, могут вызывать диарею. Но риск выше с аминопенициллинами, комбинацией аминопенициллинов и клавуланата, цефалоспоринов и клиндамицина. Чаще всего связанная с антибиотиками диарея является легкой и не требует лечения. Диарея обычно проходит через несколько дней после прекращения приема антибиотика. Более серьезная диарея, связанная с антибиотиками, может потребовать прекращения или замены антибиотиков.

(Также читайте: Прием антибиотиков с алкоголем).

Симптомы диареи после антибиотиков

диарея после антибиотиков

Клинические проявления диареи, ассоциированной с антибиотиками, варьируют от легкой диареи до молниеносного псевдомембранозного колита. Последний характеризуется водянистой диареей, лихорадкой (в 80% случаев), лейкоцитозом (80%) и наличием псевдомембран при эндоскопическом исследовании. Тяжелые осложнения включают токсический мегаколон, перфорацию и шок.

У большинства людей диарея, связанная с применением антибиотиков, вызывает легкие признаки и симптомы, такие как:

Жидкий стул

Диарея, связанная с антибиотиками, может начаться примерно через неделю после начала приема антибиотика. Однако иногда диарея и другие симптомы появляются только через несколько дней или даже недель после того, как вы закончили лечение антибиотиками.

Инфекция C. difficile

C. difficile — это токсин-продуцирующие бактерии, которые вызывают антибиотик-ассоциированный колит. Он может возникнуть после того, как антибиотикотерапия нарушает баланс хороших и плохих бактерий в кишечнике.

Помимо жидкого стула, инфекция C. difficile может вызвать:

  • Боль в нижней части живота и спазмы;
  • Лихорадка;
  • Тошнота;
  • Потеря аппетита.

Если у вас есть более резкие изменения в ваших кишечных бактериях, и бактерии C. difficile начинают разрастаться, ваши симптомы могут включать:

  • Водянистая диарея;
  • Спастическая боль в животе;
  • Абдоминальная боль;
  • Лихорадка;
  • Гной или кровь в вашей диарее.

В некоторых случаях лихорадка и боль в животе развиваются за несколько дней до начала диареи.

Причины поноса после антибиотиков

Почему диарея, связанная с антибиотиками, возникает не совсем понятно. Обычно считается, что антибактериальные препараты (антибиотики) нарушают баланс хороших и плохих бактерий в желудочно-кишечном тракте.

Антибиотики, которые чаще всего вызывают диарею

Понос после антибиотиков может возникать после приема почти всех видов антибиотиков. Наиболее часто используемые антибиотики включают в себя:

Цефалоспорины, такие как цефиксим и цефподоксим;
Пенициллины, такие как амоксициллин (амоксил, ларотид и др.) И ампициллин.

Факторы риска

Связанная с антибиотиками диарея может возникнуть у любого, кто принимает антибиотик. Но у вас больше шансов на развитие диареи, связанной с антибиотиками, если:

В прошлом у вас была диарея, связанная с антибиотиками;
Принимали антибиотики в течение длительного времени;
Принимаете более одного антибиотика

Чем может осложниться понос после антибиотиков?

Одним из наиболее распространенных осложнений любого типа диареи является крайняя потеря жидкости и электролитов (обезвоживание). Сильное обезвоживание может быть опасным для жизни. Признаки и симптомы включают сухость во рту, сильную жажду, слабое мочеиспускание или его отсутствие.

Чем лечить понос после антибиотиков?

лечение поноса

Если у вас есть серьезные признаки и симптомы диареи, то немедленно позвоните своему врачу. Эти признаки и симптомы являются общими для ряда состояний, поэтому ваш врач может порекомендовать анализы для определения причины.

Управление диареей зависит от клинической картины и подстрекательского агента. При легкой и умеренной диарее обычные меры включают регидратацию или прекращение употребления антибиотика. Также его можно заменить антибиотиком с меньшим риском индукции диареи, такой как хинолоны или аминогликозиды.

В случаях тяжелой или персистирующей диареи, задача состоит в том, чтобы идентифицировать инфекции, поскольку это наиболее распространенный и поддающийся лечению патоген. Диагноз основывается на обнаружении токсинов А или В в кале. Анализ культуры тканей является золотым стандартом, хотя он требует много времени. Иммуноферментные анализы на токсины А или В имеют хорошую специфичность, но ложноотрицательный показатель составляет 10-20%.

Лечение диареи, связанной с C difficile, основано на пероральном введении метронидазола (250 мг четыре раза в день).

Профилактика поноса

Однако основной мерой профилактики диареи, связанной с антибиотиками, является ограничение использования антибиотиков. Пробиотики оказались полезными для предотвращения диареи, но количество клинических испытаний ограничено, и необходимы дальнейшие исследования с использованием различных пробиотиков.

(Также читайте: Как правильно применять пробиотики?).

Чтобы помочь предотвратить диарею, связанную с антибиотиками, попробуйте:

  • Принимайте антибиотики только при необходимости.
  • Не используйте антибиотики, если ваш врач считает, что они необходимы.
  • Антибиотики могут лечить бактериальные инфекции, но они не помогут вирусным инфекциям, таким как простуда и грипп.
  • Часто мойте руки, особенно после посещения туалета, смены подгузников или мытья посуды.
  • Гигиенические меры (отдельные комнаты, использование перчаток и мытье рук) должны систематически ассоциироваться с лечением, чтобы предотвратить передачу и распространение этих внутрибольничных бактерий.
  • Используйте моющее средство и, по возможности, хлорный отбеливатель для стирки одежды, загрязненной испражнениями.
  • Протрите загрязненные поверхности ванной комнаты бытовым чистящим средством на основе хлора.
  • Если вы принимаете антибиотик самостоятельно, вы можете уменьшить воздействие лекарства на ваши обычные кишечные бактерии, употребляя йогурт, содержащий живые культуры.
  • Сообщите своему врачу, если у вас ранее была диарея, связанная с антибиотиками. Наличие диареи, связанной с антибиотиками, увеличивает вероятность того, что антибиотики снова вызовут ту же самую реакцию. Ваш врач может выбрать другой антибиотик для вас.
  • Используйте мыло и воду, чтобы вымыть руки после посещения больного с C. difficile. Чистящие средства для рук на спиртовой основе НЕ убивают эти бактерии.

(Также читайте: Является ли кефир хорошим природным источником пробиотиков?).

Понравилась статья? поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *